Издавна на Руси существовали виды рукопашных состязаний, в которых принимало участие все мужское население, подготавливая себя к суровым реалиям рукопашных схваток. Были известны различные виды кулачного боя, когда мужчины, соревнуясь в ловкости и силе, бились без оружия одними кулаками, а также несколько разновидностей борьбы. Историки относят рукопашный бой к традициям, пришедшим из далекого прошлого. Кулачные бои существовали с глубокой древности буквально у всех народов мира. Они восходят еще к первобытнообщинному строю, когда выступала с каждой стороны молодежь одной из фратрий, на которые делилось племя. Кулачные бои существуют во многих странах, но всюду они носят характер или состязательный - единоличный, как, например, бокс в Англии, или поединка, что было и у нас в допетровской Руси; но в том обрядровом виде, какой они имеют в России, - в виде состязания огромных сборищ толпы, одна против другой, этого нигде и никогда не было. Первые сведения о кулачных боях на Руси были найдены еще в в Густинской летописи 990 г. и в летописях Нестора, датированных 1069 г. Эти состязания были распространены повсеместно и пользовались огромной любовью народа. Удаль, избыток сил просились наружу и находили выход в таком своеобразном игрище, в котором молодые люди приучались к неустрашимости и отваге. Это совсем не была драка, ссора, вражда или что-либо подобное, а нечто вроде игрища. Между тем удары наносились серьезно, причиняли ушибы и даже смерть. Выдающиеся по своей силе и боевым качествам бойцы, участвовавшие как в одиночных боях, так и на стенках, приобретали себе громкую славу не только в своей округе, но и далеко за ее пределами. Особо хотелось бы отметить обрядовые стили русского кулачного «стеношного» боя русского Северо-Запада «Буза» и «Скобаря», по той самой причине, что имеют они историческую, этнографическую и календарно-обрядовую национальную основу. Более того, подкреплены этнографическими исследованиями Тверского Государственного Университета и Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. В Псковской, Новгородской и Тверской губерниях музыкальные наигрыши на гармошке, балалайке, гуслях, «скобаря», «скобаря под драку», «скобаря под ломанье», «новоржевская», «скобаря под песни», «сумецкого», «горбатого» (когда «ломались», т.е. плясали, то горбились), были неотъемлемой обрядовой основой кулачного боя «стенка на стенку», а гармонист, либо гусляр, либо балалаечник, исполняющий эти наигрыши, становился для всех участников ритуального действа фигурой знаковой и неприкосновенной. Только по сигналу музыкального наигрыша начинали сходиться, сначала «утаманы», а затем, стеношные ряды. И только когда гармонист заканчивал игру, это служило сигналом к окончанию кулачного боя. Обрядовая музыка под драку задает бойцам определённый алгоритм, пульс, совпадающий с естественным биологическим алгоритмом человека, вводит бойца в определённое состояние, помогая ему преодолеть страх и боязнь, придавая ему необыкновенный поток энергии и силы. А такого противника победить невозможно!
Игорь Александрович Моисеев относился к талантливым коллегам, как к единомышленникам, а не соперникам. Он рассказывал, что Большой интерес у него вызывали репетиции Надежны Сергеевны Надеждиной – руководительницы ансамбля «Березка», которую знал он еще по Большому театру. Она всячески стремилась разбудить творческую фантазию артистов, находя яркие и образные сравнения.
|
|