…вал 20 лет и - на пенсию. Если он может еще танцевать и радовать публику - на здоровье…

 

- Игорем Александровичем поставлено около 300 танцев. Сколько танцев вы можете исполнить, как говорится, сей момент? И был ли у Моисеева любимый танец?

- В ансамбле много различных программ. Думаю, в текущем репертуаре около 100 номеров. Ансамбль сегодня очень востребован, мы ездим по стране и по всему миру, поэтому сразу всю программу мы не можем поменять, так как у нас просто не хватает времени для репетиций. Но есть такие номера, которые, по мнению Игоря Александровича, сегодня не актуальны. Например, в 1961 году Игорь Моисеев привез в Америку блистательную хореографическую миниатюру: рок-н-ролл "Назад к обезьяне". В то время в нашей стране рок-н-ролл был запрещен, и в Америку ансамбль привез этот номер как пародию. В США был огромный успех. Номер был блестяще исполнен, были интересные мизансцены и великолепные актерские работы. Мы долго уговаривали Игоря Александровича восстановить рок-н-ролл, наконец, он согласился, но когда номер восстановили, Игорь Александрович сказал: "Нет, ребята! Сейчас это неактуально: пародии на рок-н-рол быть не может. Сегодня спортивный рок-н-ролл великолепно исполняют спортсмены".

- А любимый танец, номер, как вы говорите, у Игоря Александровича был?

- Игорь Александрович любил все свои постановки. Особенно "Сюиту старинных русских танцев". Это первый номер, который Игорь Моисеев поставил в только что созданном (1937 год) ансамбле. Номер и сегодня пользуется огромным успехом. Игорь Александрович в свои 95 гениально репетировал его с молодыми артистами, читая наизусть "Песню о купце Калашникове" - чтобы они глубже проникли в русскую душу, лучше поняли русский характер.
Еще один из любимых номеров Игоря Александровича - "Арагонская охота" на музыку Глинки. В этот приезд в США мы покажем его американской публике. Это - не побоюсь громкого слова - шедевр! А греческая сюита "Сиртаки", поставленная Игорем Александровичем не так давно!
13 раз мы были в Америке, и всегда импресарио просил включить в программу номер "Партизаны" - и каждый раз он проходил на "ура".

- В чем секрет творческого и просто долголетия Игоря Александровича? Он не пил, не курил - это всем известно, но этого, наверное, мало...

- Многие задают этот вопрос. Мне кажется, Игорь Александрович прежде всего был счастливым человеком. Всю свою жизнь он занимался любимым делом. Он никогда никого не обманул, считал, что народное искусство танца имеет право быть профессиональным, и сделал это первым, создав новый жанр - первый в мире профессиональный ансамбль народного танца.
В быту Игорь Александрович был удивительно простым человеком. Каждый день делал собственную полуторачасовую гимнастику с элементами йоги, более сорока лет не ел мясо, никогда не ел после 6 часов вечера.

- Хорошо. Ансамбль выступал на всяких торжественных государственных мероприятиях, правильно? Приходилось ли его руководителю общаться с руководителями государства? Игорь Александрович когда-нибудь рассказывал об этом?

- Начну с того, что ансамбль очень любил Сталин, поэтому ансамбль часто выступал в Кремле. Но Игорь Александрович всегда старался держаться подальше от "вождей". И себя оберегал, а главное, женскую половину ансамбля. За что его, кстати, те же партийные лидеры уважали.

- А у "вождя всех времен и народов" был любимый номер?

- Да. Сталин очень любил "Подмосковную лирику" - сейчас этот номер не идет. Однажды после концерта за спиной Игоря Александрова возник Сталин и спросил: "Ну что, товарищ Моисеев, какие у вас проблемы?" Дело происходило до войны, ансамбль был недавно создан, своего помещения у него не было. Репетиции происходили на различных площадках, откуда артистов постоянно выгоняли, называя их "сокрушителями паркета". Игорь Александрович сказал Сталину, что есть проблема с помещением. Через неделю вопрос с помещением для ансамбля был решен.
В это время должна была быть пущена в эксплуатацию станция метро "Маяковская", над ней находилось недостроенное здание, до ареста Мейерхольда строившееся для его театра. Игорь Александрович предложил, чтобы "Метрострой" достроил этот великолепный театр. Так и случилось. Концертный зал достроили, и в 1940 году ансамбль получил репетиционные помещения в Концертном зале им. П.И.Чайковского. Именно на сцене зала Чайковского Игорь Александрович поставил все свои работы.

- Что вы можете сказать о личности Игоря Александровича? Он обладал, видимо, большой силой влияния, притяжения, харизмой, как нынче модно говорить...

- Это однозначно! Помимо этого, он великолепно знал историю, живопись, литературу, музыку. В какую бы страну мы ни приезжали, лучше Игоря Александровича никто экскурсию провести не мог! Будь то Лувр, галерея Уфицци, Метрополитен музей. Как он рассказывал обо всем! Я никогда не видела, чтобы Моисеев говорил "по бумажке".

- У Игоря Александровича, я знаю, есть дочь. А внуки, правнуки? Они унаследовали дело своего великого предшественника?

- Ольга Игоревна - дочь - работает в нашем ансамбле педагогом-репетитором, ее сын - внук, был солистом балета Большого театра, у него есть свой классический коллектив. А правнук Игоря Александровича живет в Канаде, учится в университете.

- Несколько слов, Елена, о предстоящих в январе гастролях ансамбля Игоря Моисеева в США.

- Предстоящие гастроли для нас особенные: они посвящены 50-летию первого приезда ансамбля Игоря Моисеева в США и памяти великого человека - создателя ансамбля Игоря Александровича Моисеева. Первым нашим импресарио в США был никто иной, как легендарный Сол Юрок! С тех пор мы 13 раз приезжали в США, и всегда публика встречала ансамбль восторженно.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

"Я благодарен судьбе, что она дала мне такие возможности, познания и интересы, которые не позволяют деградировать."
 

 

В поисках творческих истоков:

В древнем Египте существовал танец: жрецы выстраивали танцующих соответственно расположению небесных тел. А сам танец отображал эволюции, которые проделывали звезды и планеты на небе.
 

 

О творчестве

"У нас очень плохо с творчеством вообще, и еще хуже с идеями. Отсюда и стояние на месте. Отсюда и бесконечная перелицовка старого. Нет смелости в поиске, стремления раскрыть новые грани, раздвинуть границы, найти свой, новый почерк. Отсутствие идей – это страшная вещь! У того же Гете есть поразительная по точности фраза: «Кто избегает идей, в конце концов остается при одних ощущениях». Действительно, если отказаться от идей, что остается? Жарко – холодно? Хочу есть, хочу пить, хочу спать?
     А раз нет идей, чинят старый репертуар».

Автор сайта считает, что в конце творческой деятельности Годенко и после его смерти так происходило и в Ансамбле танца Сибири.

 

"Искусство наше сейчас потеряло все те путеводные нити, которые всегда связывали его с культурой, духовностью".

 

 

 

     Любовь транслирует творчество. А оно, в свою очередь, создает миры. Сейчас их создают в компьютере даже дети. Но добрые миры  - редкость. Мало же кто ощущает, что и игры и мы в этих играх общий проект созидания. 
     Любовь Игоря Моисеева и Нины Подгорецкой – примы Большого из первого советского выпуска московского хореографического училища – породила великое дитя – Ансамбль, известный сейчас всему миру.  Они вместе создали идею народного танца на основе высокого профессионализма. На этой модели работают сейчас тысячи коллективов во всем мире.


       Время ставит перед искусством свои задачи. Бездуховный мир современности принес таким же зрителям балет «Золотой петушок», оперу «Руслан и Людмила» на сцене Большого в наши дни. Возможно, это финал того, что тогда было началом.
     Н.Подгорецкая поступила в училище в мрачном 1918-м.  Ее танец – это ее мечта о том, чего не было за стенами театра. Игорь Моисеев тоже стремился остаться в этом искусственном, как сформулировал Грин, «блистающем мире».
     И все же новые руководители в своих постановлениях критиковали условности жестов дореволюционной хореографии. Требовали адаптировать высокое искусство к зрителям в шинелях. Н.Погорецкая и И.Моисеев  решили опереться н близкое крестьянам и пролетариям народное искусство.
     В то время еще танцевавший Игорь Александрович, был преподавателем кафедры характерного танца Московского училища. Он принес идею ввести предмет социо-драму.  Зрители встречали овациями узнаваемые сцены из жизни в балетных спектаклях.  Как теперь, например, боевые виды искусств переходят на сцену. Так тогда  привлекали сцены революционных битв, мужество и героизм персонажей, волевые характеры, в балете, одобренном партией «Пламя Парижа».
     На этом материале и воспитывался юный Владимир Моисеев. Сколько удали в его юноше из «Пламени Парижа»!  (см.видео-ролик на стр. «видео»).    
      Этому его учили педагоги, коллеги деда, - великий Жданов. Пришедший в Большой в войну, объехавший с театром все фронты, знающий цену искусству и жизни.

 

 



 

Бесплатный хостинг uCoz